Неспособность семьи как социального института обеспечить воспитание и содержание детей является одним из главнейших факторов появления категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Семья, замкнутая на своих проблемах, либо семья, не занимающаяся воспитанием своих детей, постепенно утрачивает влияние на ребенка и отторгает его. Ему недостаёт понимания и заботы, он чувствует себя лишним. Ребёнок не посещает школу, все больше времени проводит вне дома. Профилактические функции в работе с обучающимися, находящимися в трудной жизненной ситуации, осуществляет непосредственно классный руководитель. Он помогает получить сведения о ребенке, о положении дел в семье, так как чаще общается с обучающимися, их родителями и лицами, их заменяющими, с другими родственниками. Как и любой процесс, работа с такими детьми осуществляется в три этапа: диагностический, практический, аналитический.
Работа классного руководителя должна вестись в нескольких направлениях:
1. Социальная диагностика. Она необходима для выявления положения семьи, а также профилактики правонарушений, бродяжничества, безнадзорности среди обучающихся. На данном этапе обычно проводится обследование социально-бытовых и жилищных условий, где непосредственно происходит знакомство с семьёй. На основании полученной информации выделяется группа обучающихся (либо один обучающийся), для которой составляется индивидуальный социальный портрет, проектируется комплекс мер. Посещение данной семьи необходимо проводить два раза в год.
2. Педагогическая помощь.
• На этом этапе работа ведётся совместно с психологом, педагогом – дефектологом, классным руководителем. Проводится определение уровня знаний, умений и навыков обучающегося, выявляются проблемы в обучении, если необходимо составляется индивидуальная программа
. • Коррекционная работа с обучающимся, с учётом его психофизических особенностей.
• Организация досуга после уроков: выявление развитости познавательных интересов и творческих способностей, вовлечение детей в кружки, секции, общественно полезную деятельность. Сюда же входят тематические беседы, праздники, викторины и т.д.
В моём классе учился учащийся Летуновский И., семья которого находилась в трудной жизненной ситуации. Были проведены ряд мероприятий: это и посещение семьи (причём неоднократные), многократные беседы с мамой о всеобуче ребёнка, о его воспитании. При содействии органов опеки матери Игоря было предложено лечение. В дальнейшем ребёнок был переведён на интернирование, что в лучшую сторону сказалось на учёбе, поведении мальчика. Но, к сожалению, мать мальчика так и не смогла вернуться к нормальному образу жизни, и была лишена родительских прав.
В классе, в котором я работаю сейчас, ещё в 1 классе у нас учился ребёнок Акбашев А., семья которого также находилась в трудной жизненной ситуации. Ребёнок часто пропускал школу, у него не было школьных принадлежностей, необходимой одежды для школы. При работе с данным ребёнком был составлен план мероприятий, среди которых был кружок «Весёлые пальчики», который вела воспитатель Ярцева Т.Н., вовлечение ребёнка в детский коллектив, в групповые игры; индивидуальная и коррекционная работа; также родители класса принесли вещи для мальчика. • Консультативная помощь родителям.
3.Анализ работы с обучающимся, планирование дальнейшей работы.
• научить детей самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности;
• создавать "ситуацию успеха" для обучающихся;
• вовлекать ребенка в интересующую его деятельность (игру, труд, учебу, досуг); прививать навыки здорового образа жизни.
Ожидаемые результаты:
Нахождение обучающегося в благоприятных условиях, необходимых для развития личности.
Адаптация в детском коллективе.
Сформированность необходимых умений и навыков.
|