КГБС(К)ОУ «Бийская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат № 2 VIII вида»
Выступление
Тема: Виды работ с текстом на уроках чтения и развития речи.
Татьяна Ивановна Попова,
учитель начальных классов.
Бийск 2013
Виды работ с текстом на уроках чтения и развития речи.
Научить ребёнка читать, привить ему любовь к чтению – что может быть труднее для любого учителя! Сделать это можно, если с первых уроков незаметно знакомить детей с правилами работы с текстом. Основным приёмом, обеспечивающим развитие навыка осознанного чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. Вот тогда ребёнок откроет в нём что-то новое, чего не заметил при первом чтении.
Цель учителя: создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразных форм и методов, видов работы; больше внимания уделять словарной работе, чаще использовать различные творческие задания, сочетать коллективную и индивидуальную работу, то есть учить работать с текстом.
Книга для чтения. Учебник для 3 класса, специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы - составители: З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева. Москва «Просвещение». 2002г.
Стихотворение Е.Трутневой «Осень». С.45
Стихотворные тексты трудны для восприятия детей, так как в них автор использует такие художественные приёмы, как метафоры, сравнения, олицетворения. Поэтому работа со стихотворением должна быть подробной, понятной для детей.
Виды работ с текстом:
- Словарная работа: красотой своей горды.
- Работа с иллюстрацией к стихотворению:
- Время года?
- Что изображено на картинке?
- Какие деревья видите?
- Что изменилось в деревьях?
- Чтение стихотворения учителем. Задание для учащихся: запомнить приметы осени.
- Первичное восприятие:
- Назовите приметы осени.
- Почему двор стал светлее?
- О каких птицах (цветах) говорится в стихотворении? (картинка дрозда, георгинов).
- Кто запомнил, какое слово повторяется довольно часто? (летит)
- Как вы понимаете выражение «улетает лето».
- Чтение учащимися по столбцам.
- Работа с текстом: (в тексте много сравнений)
- Выборочное чтение:
- найти и прочитать, что автор говорит о берёзе; с кем сравнивает берёзу? Почему так решили? Что за золотое платье у неё?
- Что автор говорит о листьях? Как понимаете выражение «сыплются дождём»?
- Как вы думаете, почему георгины горды своей красотой?
- Найти и прочитать строчки, которые подходят к иллюстрации.
- Работа с использованием иллюстраций (дополнительно). Учащимся показываются иллюстрации, задание: найти и прочитать строчки из стихотворения, которые подходят к данным картинкам.
И вот когда основательно изучили текст стихотворения, следует начинать работу над выразительностью: расставление логических и интонационных ударений, выразительность чтения.
Л.Пантелеев «Трус». С.91
Для того чтобы выявить как учащиеся поняли текст можно предложить тестовые задания (можно тестовые задания провести в качестве проверки домашнего задания).
- Кто герои данного рассказа:
- Девочка, мальчик, собака.
- Отец, мальчик, лодка.
- Мальчик, девочка, отец.
- Зачем мальчик пошёл на море?
- Собирать ягоду.
- Ловить рыбу.
- Играть.
- Что случилось с мальчиком?
- Упал в море.
- У него упала удочка.
- Спустился вниз.
- Зачем девочка взяла удочку?
- Пошла ловить рыбу.
- Нашла удочку.
- Хотела проучить мальчика.
- Как можно назвать мальчика?
- Жадина.
- Трус.
- Трус и жадина.
Можно предложить другие виды работ с текстом:
- Найти предложение по заданному началу: Остановился и с ……. . , Мальчику было …. ., Она сказала отцу…… и т.д.
- Найти предложение по его концовке: …….. скользкий берег. ………ловил рыбу. ……. у него ничего не вышло.
- Найти в первом абзаце самое короткое (длинное) предложение.
- Найти предложение с предлогами.
- Найти и зачитать отрывок, который подходит к картинке рассказа.
- Найти и прочитать предложения, в конце которых стоит данный знак (!, ?)
- Выбор пословицы, подходящей к рассказу: Душа в пятки ушла. Волков бояться - в лес не ходить. Стоит как вкопанный, только глазами хлопает.
|