Вторник, 21.05.2024, 22:02
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт
Поповой Татьяны Ивановны

КГБОУ "Бийская общеобразовательная
школа-интернат № 2" г.Бийска Алтайского края

Вход на сайт
Поиск
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Статьи.

Виды работ с текстом на уроках чтения и развития речи.
23.12.2014, 10:46

КГБС(К)ОУ «Бийская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат № 2 VIII вида»

             Выступление

Тема: Виды работ с текстом на уроках чтения и развития речи.

                                                                                      Татьяна Ивановна Попова,                   

                                                                                       учитель начальных классов.

                                                                Бийск 2013

Виды работ с текстом на уроках чтения и развития речи.

Научить ребёнка читать, привить ему любовь к чтению – что может быть труднее для любого учителя! Сделать это можно, если с первых уроков незаметно знакомить детей с правилами работы с текстом. Основным приёмом, обеспечивающим развитие навыка осознанного чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. Вот тогда ребёнок откроет в нём что-то новое, чего не заметил при первом чтении.

Цель учителя: создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразных форм и методов,  видов работы;  больше внимания уделять словарной работе, чаще использовать различные творческие задания, сочетать коллективную и индивидуальную работу, то есть учить работать с текстом.

Книга для чтения. Учебник для   3 класса,  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы - составители: З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева. Москва «Просвещение». 2002г.

Стихотворение Е.Трутневой «Осень». С.45

Стихотворные тексты трудны для восприятия детей, так как в них автор использует такие художественные приёмы, как метафоры, сравнения, олицетворения. Поэтому работа со стихотворением должна быть подробной, понятной для детей.

Виды работ с текстом:

  1. Словарная работа: красотой своей горды.
  2. Работа с иллюстрацией к стихотворению:
  • Время года?
  • Что изображено на картинке?
  • Какие деревья видите?
  • Что изменилось в деревьях?
  1. Чтение стихотворения учителем. Задание для учащихся: запомнить приметы осени.
  2. Первичное восприятие:
  • Назовите приметы осени.
  • Почему двор стал светлее?
  • О каких птицах (цветах)  говорится в стихотворении? (картинка дрозда, георгинов).
  • Кто запомнил,  какое слово повторяется довольно часто? (летит)
  • Как вы понимаете выражение «улетает лето».
  1. Чтение учащимися по столбцам.
  2. Работа с текстом: (в тексте  много сравнений)
  • Выборочное чтение:
  •  найти и прочитать, что автор говорит о берёзе; с кем сравнивает берёзу? Почему так решили?  Что за золотое платье у неё?
  • Что автор говорит о листьях? Как понимаете выражение  «сыплются дождём»?  
  • Как вы думаете, почему георгины горды своей красотой?
  • Найти и прочитать строчки, которые подходят к иллюстрации.
  • Работа с использованием иллюстраций (дополнительно). Учащимся показываются иллюстрации, задание: найти и прочитать строчки из стихотворения, которые подходят к данным картинкам.

И вот когда основательно изучили текст  стихотворения, следует начинать работу над выразительностью: расставление логических и интонационных ударений, выразительность чтения.

Л.Пантелеев «Трус». С.91

Для того чтобы выявить как учащиеся поняли текст можно предложить тестовые задания (можно тестовые задания провести в качестве проверки домашнего задания).

  1. Кто герои данного рассказа:
  • Девочка, мальчик, собака.
  • Отец, мальчик, лодка.
  • Мальчик, девочка, отец.
  1. Зачем мальчик пошёл на море?
  • Собирать ягоду.
  • Ловить рыбу.
  • Играть.
  1. Что случилось  с мальчиком?
  • Упал в море.
  • У него упала удочка.
  • Спустился вниз.
  1. Зачем девочка взяла удочку?
  • Пошла ловить рыбу.
  • Нашла удочку.
  • Хотела проучить мальчика.
  1. Как можно назвать мальчика?
  • Жадина.
  • Трус.
  • Трус и жадина.

Можно предложить другие виды работ с текстом:

  1. Найти предложение по заданному началу: Остановился и с ……. . , Мальчику было ….  ., Она сказала отцу……  и т.д.
  2. Найти предложение по его концовке: …….. скользкий берег. ………ловил рыбу. ……. у него ничего не вышло.
  3. Найти в первом абзаце самое короткое (длинное) предложение.
  4. Найти предложение с предлогами.
  5. Найти и зачитать отрывок, который подходит к картинке рассказа.
  6. Найти и прочитать предложения, в конце которых стоит данный знак (!, ?)
  7. Выбор пословицы, подходящей к рассказу:  Душа в пятки ушла. Волков бояться  - в лес не ходить. Стоит как вкопанный, только глазами хлопает.

 

Категория: Статьи. | Добавил: colonel
Просмотров: 215 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz