Вторник, 21.05.2024, 16:17
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт
Поповой Татьяны Ивановны

КГБОУ "Бийская общеобразовательная
школа-интернат № 2" г.Бийска Алтайского края

Вход на сайт
Поиск
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Родительское собрание

Родительское собрание. Тема: Тревожные дети. Причины тревоги и страхов детей, способы их преодоления. Слайд 1.

Что такое тревожность? Слайд 2. В психологическом словаре дано следующее определение тревожности: это “индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают”. (1997, с.386) Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога — это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием. Например, случается, что ребенок волнуется перед выступлениями на празднике или отвечая у доски. Но это беспокойство проявляется не всегда, иногда в тех же ситуациях он остается спокойным. Это — проявления тревоги. Если же состояние тревоги повторяется часто и в самых разных ситуациях, (при ответе у доски, общении с детьми, взрослыми и т.д.), то следует говорить о тревожности. Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Причины тревожности.

Слайд 3. В настоящее время нет единого мнения на этот счёт, однако большинство учёных считает, что в дошкольном и младшем школьном возрасте одна из основных причин кроется в нарушении детско-родительских отношений, и, хотя понятно, что ни один здравомыслящий родитель не хочет, чтобы его ребёнок стал тревожным, однако порой действия взрослых как раз к этому и ведут

1. Нередко родители предъявляют ребёнку завышенные требования, соответствовать которым он не в силах (стать отличником во что бы то ни стало). Ребёнок не может понять, как и чем угодить родителям, чтобы добиться их расположения и любви. Но, потерпев одну неудачу за другой, понимает, что никогда не сможет выполнить всё, что ждут от него папа и мама.

2. Непоследовательные и противоречивые требования, запреты без всякого объяснения: вчера ещё можно было смотреть ТВ без всякого ограничения, а сегодня почему-то нельзя.

3. Угроза невыполнимых наказаний («Ты мне надоел!», «Уйду от тебя!» и т.п.). Тревожные дети и без того боятся всего на свете, а такие высказывания приводят к ещё большему стрессу. Поэтому родителям нужно быть очень осторожными в этом отношении, ведь взрослые порой, сказав что-то сгоряча, тут же и забудут, а ребёнок будет переживать очень долго.

4. Очень большое количество замечаний по каждому поводу. Если попробовать ради интереса записывать все свои замечания ребёнку, сделанные в течение дня, а вечером перечитать список, то скорее всего, родителям станет ясно, что большинство замечаний можно было бы и не делать.

5. Повышенная тревожность самих родителей.

6. Стремление родителей сравнивать достижения своего ребенка с достижениями других детей.

7. Авторитарный стиль воспитания в семье.

8. Гиперсоциальность родителей: стремление родителей все делать правильно, соответствовать общепринятым стандартам и нормам.

9. Тревожность может быть сопряжена с неврозом или с другими психическими расстройствами. В этих случаях необходима помощь медицинских специалистов.

Виды тревожности. Слайд 4.

1. Тревожность как качество личности. Тревожность, как фон жизни присуща ребенку-астенику, который склонен к пессимизму. Чаще всего такой подход к жизни перенимается от близких. Такой ребенок очень похож на своих родителей.

2. Тревожность возрастная. С этой тревожностью чаще всего можно столкнуться в 1 классах. Новая незнакомая обстановка пугает ребенка, он чувствует себя неуверенно, не знает, чего ожидать, и поэтому испытывает тревогу. Ребенок может плакать из-за незначительных затруднений (забыл линейку, потекла ручка, родители пришли за ним на пять минут позже и т.д.). О таких детях учителя говорят, что они просто еще маленькие. И действительно, становясь старше, ребенок менее эмоционально реагирует на трудности, набираясь опыта, он начинает переносить его на новые ситуации. И, конечно, если ребёнок посещал детский сад, то возрастной тревожности у него не будет.

3. Тревожность ситуативная связана с конкретной ситуацией, является результатом каких-то событий (например, после болезненной процедуры у врача ребенок начинает бояться всех врачей; страх пред новыми людьми; страх публичного выступления: часто родители говорят о таких детях: "он стеснительный", "никогда не остается один, боится обращаться ко взрослым с каким-либо вопросом и т.д.). Ситуативную тревожность можно свести к минимуму, но совсем избавиться от нее получается не у всех – у многих взрослых осталась тревога перед посещением врача, авиаперелетом или экзаменом.

4. Школьная тревожность – разновидность ситуативной тревожности. Ребенка волнует и беспокоит все, что связано со школой. Он боится контрольных работ, отвечать у доски, получить двойку, ошибиться, опоздать. Такая тревожность часто проявляется у детей, родители которых предъявляют завышенные требования и ожидания, у детей, которых сравнивают с более успешными сверстниками или родственниками.

Типы тревожных детей Слайд 5.

1. Невротический тип. Дети с соматическими проявлениями (тики, заикания, энурез, т.д.) Проблема таких детей выходит за рамки компетенции психолога, учителя, им необходима помощь невропатолога, психиатра. Необходимо создать для ребенка ситуацию комфорта, принятия и свести к минимуму травмирующий фактор. Таким детям полезно рисовать страхи, разыгрывать их. Им поможет всякое проявление активности, например, мять бумагу, обниматься с мягкими игрушками.

2. Расторможенные. Очень активные, эмоциональные дети с глубоко спрятанными страхами. Поначалу стараются хорошо учиться, если это не получается – становятся нарушителями дисциплины. Могут специально выставлять себя на посмешище перед классом. На критику реагируют подчеркнуто равнодушно. Своей повышенной активностью пытаются заглушить страх. Таким детям необходимо доброжелательное отношение окружающих, поддержка со стороны учителя и одноклассников. Надо создать у них ощущение успеха, помочь им поверить в собственные силы. На занятиях надо давать выход их активности, то есть нагружать заданиями по теме.

3. Застенчивые. Обычно это тихие дети, они боятся отвечать у доски, не поднимают руку, безынициативны, очень старательны в учебе, имеют проблемы в установлении контакта со сверстниками. Боятся о чем-то спросить учителя, очень пугаются, если он повышает голос (даже на другого), часто плачут из-за мелочей, переживают, если чего-то не сделали. Таким детям поможет группа сверстников, подобранная по интересам. Взрослые должны оказывать поддержку, в случае затруднения спокойно предлагать выходы из ситуаций, больше хвалить, признавать за ребенком право на ошибку.

4. Замкнутые Неприветливые дети. Никак не реагируют на критику, в контакт со взрослыми стараются не вступать, избегают шумных игр, сидят сами по себе. Могут быть проблемы в учебе из-за отсутствия заинтересованности и включенности в процесс. Важно найти в таких детей область, которая им интересна (динозавры, компьютер, т.д.) и через обсуждение, общение на эту тему налаживать общение. Ещё это может быть проявлением психофизических особенностей ребёнка.

Портрет тревожного ребенка Слайд 6. В класс входит ребенок. Он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается, либо совсем не здоровается, и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что он ожидает каких-либо неприятностей. Это тревожный ребенок. Таких детей в школе немало, и работать с ними не легче, а даже труднее, чем с другими категориями “проблемных” детей, потому что и гиперактивные, и агрессивные дети всегда на виду, “как на ладошке”, а тревожные стараются держать свои проблемы при себе. Их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

Слайд 7. Критерии определения тревожности у детей (прочитать со слайда)

Как помочь тревожному ребенку Слайд 8. Коррекционную работу с тревожными детьми целесообразно проводить в трёх основных направлениях:

1. Повышение самооценки. Конечно же, повысить самооценку ребенка за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу. Обращайтесь к ребенку, разговаривайте с ним о том, что было в школе, что он делал, хвалите его даже за незначительные успехи. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили.

2. Обучение детей умению управлять своим поведением. Обучать ребёнка управлять своим поведением можно на примере литературных произведений, где можно показать детям, что смелый человек не тот, кто ничего не боится (таких людей вообще нет на свете), а тот, кто умеет справиться со своим страхом (Сказка «Маши и три медведя» Целесообразно применять в работе ролевые игры, в которых разыгрываются как знакомые ситуации, так и те, что вызывают особую тревогу например, «боюсь врача, собаки и т. п.» Эти игры, в которых ребёнок действует от имени вымышленного персонажа, помогают ему выразить свои эмоции, справиться с напряжением и в конце концов преодолеть свои страхи. Желательно привлекать ребенка к совместному обсуждению проблемы. Можно поговорить с детьми, сидя в кругу, об их чувствах и переживаниях в волнующих их ситуациях. Можно предложить ребёнку нарисовать свои страхи, а потом побеседовать с родителями о них. Обращаясь к тревожному ребёнку с просьбой или вопросом, желательно установить с ним контакт глаз: либо вы наклонитесь к нему, либо приподнимите до уровня ваших глаз.

3. Снятие мышечного напряжения. Желательно при работе с тревожными детьми использовать игры на телесный контакт. Очень полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, массаж и просто растирания тела, ладони. Ласковые прикосновения родителей помогут чувствовать себя уверенней, справиться со страхами.

Какие возможные методы и приемы можно использовать при работе с тревожными детьми?

1.ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ. Игра вызывает активность ребенка, его инициативу, самостоятельность, развивает умение управлять своими чувствами, эмоциями, принимать решения. Включаясь в игру, ребенок переступает порог застенчивости, подражая героям игры, учится преодолевать страх и испуг, неизбежный в любой игре

. 2. РИСУНОЧНАЯ ТЕРАПИЯ Многие дети не могут выразить свои проблемы вербальным путем, а рисование - самый доступный вид деятельности для детей. Кроме того, изучение детских рисунков позволяет лучше понять интересы, увлечения детей, особенности их темперамента, переживаний и внутреннего мира.

3. СКАЗКОТЕРАПИЯ. Сказкотерапия в коррекции детской тревожности, является самым безопасным и интересным методом. С помощью сказки мы можем понять и обсудить с ребенком причины его неуверенности, тревожности, боязливости, и что немало важно ребенок перерабатывает свою проблему через собственный эмоциональный фон.

4.ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ. Для детей – это простой, естественный способ рассказать о своих тревогах, страхах и других важных переживаниях, преодолеть эмоциональное напряжение. Песочная игра дает ребенку возможность не только перенести свои переживания в ящик с песком и взглянуть на них со стороны, но и научиться успешно с ними взаимодействовать.

5. ПСИХОГИМНАСТИКА Помогает преодолеть барьеры общения, развивает лучшее понимание себя и других, снимает психическое напряжение, создает возможность для самовыражения.

Рекомендации родителям:

1) Безусловно принимайте своего ребенка.

2) Активно слушайте его переживания, мнения.

3) Как можно чаще общайтесь с ним, занимайтесь, читайте, играйте, пишите друг другу письма и записки.

4) Не вмешивайтесь в его занятия, которые ему по плечу.

5) Помогайте, когда просит.

6) Поддерживайте и отмечайте его успехи.

7) Рассказывайте о своих проблемах, делитесь своими чувствами.

8) Разрешайте конфликты мирно.

9) Используйте в общении фразы, вызывающие положительные эмоции.

10) Обнимайте и целуйте друг друга не менее четырех раз в день.

Категория: Мои статьи | Добавил: udarnik098 (24.01.2019)
Просмотров: 145 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz